Утром мы первым делом встретились с экскурсоводом. Кстати, на поездке в Новгород я окончательно отработал тактику - списываться с тур. фирмой по мэйлу и заказывать себе персональную экскурсию. Очень практично и удобно. В Новгороде я общался с тур. фирмой "Садко" - всё очень хорошо подготовили. Но, т.к. я за рекламу фирмы отката не имею - дам телефон нашего гида Людмила Дмитриевна 8-911-60-33-487 без лишних слов - нам очень понравилось.
Первым делом мы поехали в Витославлицы — Новгородский музей народного деревянного зодчества, расположенный около Юрьева монастыря в нескольких километрах от Великого Новгорода.
Название музея происходит от села Витославлицы, которое существовало здесь в XII—XVIII веках. Село известно с начала XII века. Около 1187 года село было передано новгородским князем Изяславом Мстиславичем своему брату. В 1207 году село стало монастырской слободой при Пантелеймоновом монастыре. В первой половине XIX века здесь поселилась графиня Анна Орлова, сохранился её дом построенный архитектором Росси. В 1964 году здесь был основан музей народного деревянного зодчества. Музей под открытым небом был открыт 16 мая 1967 года. Музей включает древнейшие в России деревянные архитектурные памятники XVI века, жилые и производственные постройки XVIII—XIX веков
Первый памятник архитектуры - изба Туницкого. Это 70-80 годы XIX века. Постройка на подклете с галереей "прикрольком", с двухъярусным хозяйственным двором, топилась по-чёрному.
Это тётенька не настоящая
Изба бедная, но вся постройка очень продуманная. Нам много рассказывали про тогдашний быт - это, по мне, вершина практичности.
А это "бабий кут". Женское царство Туда был доступ только женщинам, ну и разве что главе семьи. От этого пошло слово "закуток". Возможно и слово "кутить" тоже оттуда, но я не уверен
Часовня из деревни Кашира - интересный памятник XVII века. На основании данных дендрохронологического анализа установлен 1745 год. Легкая нарядная колокольня, устроенная над входом, придает постройке особую живописность. Фигурный балясник галереи и крылечко, резные столбики дополняют ощущение праздничности. Все части постройки рублены "в лапу". По некоторым сведениям, часовня была перевезена в деревню Кашира из другого места и тогда же значительно переделана.
А вот тут очень хорошо заметна разница между старой постройкой и реставрацией. Раньше брёвна для постройки домов только рубили - топор сплющивал концы брёвен и не давал потом впитываться влаге, а новые брёвна - пиленные:
Изба Шкипарева - уже побогаче:
А вот тут заметна разница в культуре - в Карелии традиционная вышивка только красная по белому, я южнее - уже разноцветие:
Крестьянин действительно зажиточный - на полках покупной чай, это роскошь:
В этой избе представлен процесс принятия родов - овчинный тулуп, на котором роды принимались в красном углу, ножницы для перерезания пуповины, и обряд крещения - кадка с водой и казанок для угощения крёстной матери с монетами на крышке для одарения её. Детей тогда, в связи с высокой детской смертностью, зачастую крестили на дому, как бы "неофициально", что бы ребёнок не помер нехристью.
Деревянная трехглавая шатровая церковь из села Передки Боровичского района. В 1967-1971 годах церковь перевезена в Новгородский музей деревянного зодчества "Витославлицы" и реставрирована.
А это уже обряды свадебный, тут жили молодожёны сразу после свадьбы:
Свадебный "лимузин"
Свадебный стол. Всё из папье-маше. Я пытался надкусить
В Витославицах было ещё много чего интересного, опять-же, всем советую в подобные места ходить с экскурсоводом. Что было подтверждено посещением подобного музея в Вологде, там тоже интересные вещи рассказывали.
После этого мы вернулись в Новгород и пошли в кремль:
Деревянный детинец был заложен при князе Владимире Ярославиче — сыне Ярослава Мудрого. В 1045 году князь Владимир начал возведение в Детинце Софийского собора — главного храма Господина Великого Новгорода, который строили 7 лет. Освящение его состоялось в 1052 году. После освящения святой князь прожил менее месяца и похоронен был в церкви Святой Софии. В 1136 году власть князя была сильно ограничена, и он становится зависимым от вече. Князья переселяются на Городище, а Детинец с этого времени становится оплотом новой власти — Новгородской вечевой республики.
Кстати, новгородское вече - интереснейшее явление, я знал об этом и раньше, да и экскурсовод рассказала некоторые вещи - по сути это самое ранее проявление демократии на нашей территории. Было кое-что подобное раньше в Афинах, стало кое-что позже в Америке - вообщем, читайте сами, как всё происходило. Скажу сразу - по-славянски, с мордобоем практически на том мосту, по которому мы ходили из гостиницы в кремль
Ну а дальше мы, наверное, с час стояли около Памятника «Тысячелетие России» - мне кажется, что это самый выдающийся памятник на территории всей России. Кто видел что либо более значимое - можете со мной спорить, но я всё равно не соглашусь. Одно то, что у меня есть целая книга посвящённая описанию одного этого памятника - уже о чём-то говорит. Вообщем, это впечатляет, и рассказать про него я не смогу - там нужно читать или слушать про каждую изображённую фигуру, а их там, на минуточку, Сто Двадцать Девять!
Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами:
Магдебургские — название бронзовых дверей придела Рождества Богоматери Софийского собора. В течение нескольких веков врата служили торжественным входом в собор. По одной из версий эти врата сделаны в 1153 году в городе Магдебурге и предназначались для собора Успения Приснодевы Марии в Плоцке, и в Новгороде врата появились во второй четверти XV века. Впервые двери придела Рождества Богоматери упоминаются XVIII веке в описях Софийского собора, где они именуются Корсунскими, а в описи 1803 года они обозначены как «немецкие». С середины XV века бытовала легенда, о том врата привёз Великий Князь Владимир из Византии и их до появления новой версии называли Корсунскими.
Иконостас Софийского собора. Фотографировать категорически запрещено. Когда это меня останавливало? Я ж с благими намерениями - а то как бы ещё вы, сидя дома, увидели что там внутри? Я думаю, товарищ Христос бы меня не оговорил. В отличие от всяких кликуш в соборе...
Икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — православная икона с изображением, принадлежащим к иконописному типу Оранта. Одна из наиболее почитаемых в русском православии икон. Сообщения о чудесах, приписываемых иконе Знамение Пресвятой Богородицы, относится к 1170 году, когда войска князя Андрея Боголюбского и его союзников осадили Новгород Великий. Силы были неравны, и новгородцы начали молиться Господу о чуде. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский услышал глас, повелевший ему вынести из церкви Спаса Преображения на Ильине улице икону пресвятой Богородицы и обнести ею крепостную стену. Во время крестного хода осаждающие выпустили тучу стрел, и одна из них поразила лик Богородицы. Из глаз Богородицы полились слёзы, и она обратила лик свой к народу новгородскому. В это время враги стали объяты неизъяснимым ужасом, побросали оружие и, побивая друг друга, стали поспешно отходить от города. Новгородцы преследовали противника и одержали полную победу.
Данный каменный четырех конечный крест, имеющий 2 ар. 5 1/2 верш. в вышину и 1 ар. 12 1/2 верш. в ширину, вделан в стену с наружной стороны одного из древнейших памятников русской святыни — Новгородского Софийского собора. На кресте этом, посередине, высечено распятие Иисуса Христа с предстоящими. На верхней перекладине креста находится надпись: «Крест твой, Христе, аще и древо видимо есть, но твоею силою действует». На концах, против распятия, представлено: по одну сторону — рождество Иисуса Христа, по другую — сошествие Его в ад и изведение оттуда прародителей; над распятием — Благовещение; здесь между архангелом и преблагословенною Девою написано: «Пребудеши по рождестве дева и по смерти жива». Крест этот, очевидно, сделан в XIV веке
Памятник туристке Корабль, говорят, из Санкт-Петербурга:
Церковь Праскевы пятницы на торгу (1270). Построена на средства «заморских» купцов. Каменной постройке предшествовали неоднократно обновляемые деревянные храмы. Церковь напоминает памятники смоленской архитектуры, например, дворцовую княжескую церковь Михаила Архангела (конец XII в.). Это высокий одноглавый храм, к основному объему которого с трех сторон примыкают более низкие притворы. Углы оформлены широкими многоуступчатыми лопатками.
Вот меня чем Новгород поразил? У нас тут в Московской области приедешь к церкви 18 века - и оооо, 18 век! А там выходишь из гостиницы - и раз, 13 век, два - 14, и так далее - ну обалдеть!
Далее мы решили (кстати, вместо обеда! ) посетить речную прогулку от Новгорода до Ильменя. Кстати! Ну давайте, опять скажите что вы все знали, что он Ильмень! Однако, это так.
А это - Рюриково Городище. До XIX века урочище, как и прилегающее село называлось просто Городище, Рюриково добавилось в начале XIX века, под влиянием легенд отождествляющих это место с летописным призванием варягов. Поводом такой связи служит один из вариантов толкования «Повести временных лет» о призвании новгородцами (в другой версии прочтения «Повести временных лет» эту запись относят и к Ладоге) князя Рюрика (862 год), что служит причиной и начальной датой легендарного появления княжеской резиденции на Городище.
Свято-Юрьев монастырь - По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 году.
Неподалёку от Юрьева, у самых истоков Волхова расположено древнее урочище Перынь. Там находилось в древности одно из крупнейших языческих святилищ восточных славян - капище бога-громовержца Перуна. После крещения Новгорода, произошедшего в 991 г. на месте языческого капища был построен христианский храм, потом монастырь, который в 1611 году был разорен шведами.
А вот наш корабль и вышел в тот самый Ильмень до которого я так хотел доплыть на байдарке после похода по Кунье и Ловати
Ну а так прозаично выглядит с воды наша гостиница, и которой я на следующий день без всяких приключений доехал до дома
P.S. Кстати, кушали в «Неводе» Уха – хороша!